Для реализации программы были разработаны два основных компонента – блок тестовых заданий и базовая анкета. Блок тестовых заданий призван оценить общий уровень грамотности чтения, математической грамотности взрослого населения, а также их способности и навыки решения повседневных задач, формирующих основу для профессионального роста (успешности на рынке труда) и развития других необходимых компетенций.

Основными инструментами PIAAC являются биографическая анкета и тестовые задания.

• Биографическая анкета включает более двухсот переменных, представляющих многоплановую информацию о респонденте: возраст, образование, профессиональный статус, сфера занятости и др., а также данные об использовании навыков на рабочем месте и в повседневной жизни.
• Тестовые задания направлены на оценку компетенций взрослого населения в трех сферах: грамотность в области чтения, математическая грамотность, способность решения задач в технологически насыщенной среде.

Задания на грамотность чтения нацелены на поиск необходимой информации, ее анализ и адекватную интерпретацию. Выполняя задания, направленные на оценку математической грамотности, респонденты должны использовать навыки вычисления, необходимые при решении аналогичных задач в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Тестовые задания, направленные на оценку грамотности в технологически насыщенной среде, отражают как простейшие навыки обращения с компьютером (например, использование прокрутки экрана в работе), так и способность решать комплексные задачи при работе в сети Интернет и с различными компьютерными приложениями.

Использование наряду с тестами анкеты позволило интегрировать в анализ ряд контекстуальных переменных, определяющих наличие взаимосвязи между компетенциями и такими основополагающими переменными, как происхождение, экономическое положение, уровень образования и социальный статус респондента. Получена возможность описать индивидуальные и институциональные механизмы, влияющие на изменения компетенций респондента; описать показатели результативности (эффективности) респондента в терминах успешности на рынке труда и социального положения и соотнести их как с контекстуальными переменными, так и с механизмами, влияющими на изменение компетенций респондента и т.д.

Выполнение тестовых заданий респондентом ориентировочно занимало 60 минут. Дополнительно каждый участник тестирования заполнил анкету, время заполнения анкеты – 30-45 минут.