PIAAC (The Programme for the International Assessment for Adult Competencies) представляет собой программу многоэтапной оценки навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста в 24 странах мира.
Цель исследования: создание необходимой и достаточной статистической и аналитической базы для решения ключевых политических задач в области компетенций.
Предмет исследования: ключевые компетенции – заинтересованность и умение людей пользоваться социально-культурными средствами, в том числе, цифровыми технологиями и средствами коммуникации, для работы с информацией, формирования новых знаний и общения.
Исследование включает в себя оценку следующих компетенций:
- грамотность в области чтения;
- математическая грамотность;
- решение задач в технологически насыщенной среде.
Для реализации программы были разработаны два основных компонента – блок тестовых заданий, а также анкета основных характеристик.
Использование наряду с тестами анкеты, позволяет:
- интегрировать в анализ ряд контекстуальных переменных, позволяющих определить наличие взаимосвязи между компетенциями и такими основополагающими переменными, как происхождение, экономическое положение, уровень образования и социальный статус респондента;
- описать индивидуальные и институциональные механизмы, влияющие на изменения компетенций респондента;
- описать показатели результативности (эффективности) респондента в терминах успешности на рынке труда и социального положения, и соотнести их как с контекстуальными переменными, так и с механизмами, влияющими на изменение компетенций респондента.
Программа PIAAC предусматривает сбор базовых данных о демографических и образовательных характеристиках людей, а также ретроспективной информации о занятости, перерывах в трудовой деятельности, смене работы, участии в программах социальной помощи и официальных и неформальных программах обучения. Это позволит провести оценку механизмов, посредством которых происходило приобретение или утрата навыков. Респондентам, не умеющим или неуверенным в своей возможности работать на компьютере, предлагается «бумажный» вариант тестовых заданий, остальной части респондентов – компьютерный.