Средний балл по грамотности в области чтения взрослых России равен 275 баллам; средний балл по странам ОЭСР равен 273 баллам (разница между средним баллом России и стран ОЭСР по статистическому критерия является значимой). Средний балл по математической грамотности взрослых России составил 270 баллом; средний балл по странам ОЭСР равен 269 баллам (разница между результатами не является значимой). Таким образом, россияне показали результат выше среднего, заняв 8-е место по грамотности чтения и 13-е — по математической грамотности среди 24 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).


Грамотность в решении жизненных задач

Показатели среди мужчин и женщин

Одна из задач современной образовательной политики — формирование ключевых компетенций, необходимых для обеспечения успешности человека в профессиональной деятельности и повседневной жизни и для создания условий экономического роста страны в целом. в XXI веке человек должен эффективно действовать в высокотехнологичной среде, уметь искать, структурировать и анализировать информацию для решения жизненных задач. PIAAC переносит акцент со знаний на компетенции: на оценку возможностей.

Результаты представлены по изучаемым ключевым компетенциям взрослых: грамотности в области чтения, математической грамотности и решения задач в технологически насыщенной среде.

По грамотности в области чтения 11% взрослых находятся на первом уровне, при этом 10% достигают наивысших четвертого и пятого уровней. По математической грамотности около 12% респондентов находятся на первом уровне; результатов наивысших четвертого и пятого уровней достигают около 8% взрослого населения России.

Показатели возрастных групп

 

Задания на грамотность чтения нацелены на поиск необходимой информации, ее анализ и адекватную интерпретацию. Выполняя задания, направленные на оценку математической грамотности, респонденты должны использовать навыки вычисления, необходимые при решении аналогичных задач в профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Тестовые задания, направленные на оценку грамотности в технологически насыщенной среде, отражают как простейшие навыки обращения с компьютером (например, использование прокрутки экрана в работе), так и способность решать комплексные задачи при работе в сети Интернет и с различными компьютерными приложениями.

Граждане России продемонстрировали относительно низкий уровень владения информационными технологиями — высокий уровень компетентности в этом разделе показали лишь 25,9% взрослых. Больше 48,5% россиян совсем не владеют навыками решения задач с помощью цифровых технологий.

Тестовые задания, направленные на оценку грамотности в технологически насыщенной среде, отражают как простейшие навыки обращения с компьютером (например, использование прокрутки экрана в работе), так и способность решать комплексные задачи при работе в сети Интернет и с различными компьютерными приложениями.

 

Грамотность молодежи

В рамках PIAAC особое внимание уделялось молодежи — лицам в возрасте 16-24 года.
Население России в возрасте 16-24 года показало средние результаты по грамотности чтения. Более высокие результаты в части грамотности чтения показываю молодые финны и голландцы, а американцы и британцы — более низкие. Кроме того, население России в возрасте 16-24 года показало средние результаты по математической грамотности. Более высокие результаты в части математической грамотности продемонстрировала молодежь Финляндии и Японии. У американцев и французов — более низкие результаты.

«Образованный» = «грамотный»?

Как и в большинстве стран ОЭСР, в Российской Федерации наиболее высокие результаты показали самые образованные россияне. Однако между российскими результатами PIAAC и средними по ОЭСР результатами исследования есть существенные различия. Россияне со средним и средним профессиональным образованием демонстрируют более высокие показатели грамотности, чем граждане ОЭСР с таким же уровнем образования. Напротив, россияне с высшим образованием демонстрируют более низкие баллы PIAAC, чем граждане стран ОЭСР с высшим образованием. На этом основании можно предположить, что в России высшее образование не всегда дает прирост владения ключевыми компетенциями. Однако этот результат еще нуждается в дальнейших исследованиях.

Участие россиян в образовании взрослых

В рамках концепции PIAAC предполагается, что человек должен поддерживать владение необходимыми навыками и ключевыми компетенциями, включая грамотность чтения, математическую грамотность и решение задач в технологически насыщенной среде на требуемом уровне. В этом ему помогает различная образовательная активность, в частности — участие в образовании взрослых. В рамках PIAAC «образованием взрослых» принято считать любые курсы, тренинги, обучающие семинары, воркшопы, в которых принимал участие человек, достигший 25 лет. Второе высшее, аспирантура, магистратура в «образование взрослых» не входят. Исследование PIAAC показало, что интерес россиян к участию в образовании взрослых невелик. Только 22,87% россиян принимало участие в образовании взрослых в течении 12 месяцев до проведения исследования. Это меньше, чем в любой стране ОЭСР. Сопоставимый результат — только у Италии (23,76% участников PIAAC). Для сравнения — в США эта доля составила 57,11% участников PIAAC, в Германии — 51,23%, в Польше — 34,35% участников PIAAC.