15-17 октября в Институте образования ВШЭ прошла конференция «Ключевые компетенции XXI века. Новые измерения грамотности современного человека» в рамках VI международной конференции «Переосмысливая студентов: идеи и новые исследовательские подходы».. В фокусе внимания участников были результаты PIAAC — международного исследования грамотности взрослых. Конференция прошла в рамках VI международной конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования.

Дискуссию о ключевых компетенциях XXI века открыло выступление Норберта Зила, почетного профессора Фрайбергского университета. Он рассказал о современном понимании того, что такое компетенции и возможностях их оценки. Современная психологическая и педагогическая наука выделяет несколько видов компетенций: когнитивные, социальные, эмоциональные. При этом существует общее определение того, что можно считать компетенцией. Это совокупность способностей и навыков, используемых для решения определенных задач. При этом соответствующие способности и навыки возможно освоить тем или иным способом. Измерить уровень владения той или иной компетенцией можно, таким образом, предложив человеку для решения ту или иную задачу и оценив уровень ее выполнения. Подобный принцип измерения и оценки компетенций лежит в основании современных международных сравнительных исследований.

Целый ряд выступлений в рамках конференции был посвящен проблемам рынка труда. Так, Кирилл Васильев, руководитель проектов по образованию Департамента социальных программ Всемирного банка, рассказал о запросах современных работодателей. Опрос руководства консалтинговых компаний «Большой пятерки» показал, что в настоящее время для работодателей выходят на первое место универсальные когнитивные и личностные компетенции работников. Это способность работать в команде; ответственность; добросовестность; а также способность работать с текстами и цифровой информацией. Именно этих компетенций, по мнению руководства крупных консалтинговых компаний, больше всего не хватает выпускникам современных вузов. Более того: по данным Всемирного банка, значительное количество российских компаний называет именно неадекватное образование работников своей главной проблемой.

Сходной теме был посвящен доклад научного сотрудника Института образования ВШЭ Олега Подольского, национального координатора проекта PIAAC в России. Универсальные ключевые компетенции, такие как способность работать с текстами или с математической информацией в настоящее время выходят на первое место во всем мире, не только в России. Большое значение для работодателей также имеют личностные некогнитивные компетенции. Развитие ключевых компетенций грамотности, а также некогнитивных компетенций позволит повысить производительность труда как в России, так и во всем мире.

Еще одна тема, обсуждавшаяся в рамках конференции, была связана с исследованиями качества образования. Выступление профессора Хэмиша Коатса из университета Мельбурна было посвящено особенностям оценки эффективности работы высшего образования. В начале своего доклада Хэмиш Коатс предложил участникам представить себе, что было бы, если правительства прекратили субсидировать университеты. Именно из такой картины будущего и следует исходить вузовским функционерам. В ближайшее время конкуренция внутри системы высшего образования существенно увеличится. Соответственно, необходимо создавать новую систему оценки качества работы университетов, основанную на прозрачных, понятных принципах. Ими должны стать, в первую очередь, результаты образования для выпускников и студентов: занятость выпускников по специальности; прирост их доходов в перспективе пяти лет по окончании университета; прирост знаний студентов; их вовлеченность в процесс обучения.

Первым исследованием университетов, основанным на подобных принципах, был проект Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) AHELO. Это была попытка измерить прирост владения компетенциями у студентов экономических и инженерных вузов. В проекте приняло участие большое количество стран, в том числе и Россия, но участие в нем для вузов было добровольным, соответственно, большого масштаба исследование не приняло.

Доклад директора Центра мониторинга качества образования ИнОбра ВШЭ был посвящен новому международному проекту по оценке инженерного образования ISHEL. В нем планируют принять участие 35 российских университетов. Оцениваться будет прирост знаний студентов по ряду предметов, а также прирост владения ключевыми компетенциями критического мышления и математической грамотности.
Помимо исследователей высшего образования в конференции приняли участие представители органов управления образованием. В ходе своего выступления Директор департамента государственной политике в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Наталия Золотарева высказалась о важности исследования PIAAC в России и повышения уровня владения ключевыми компетенциями грамотности у российских граждан.